Официальный сайт

Администрации муниципального образования

Матвеевский район Оренбургской области

Взрослые проблемы детей

Главная » СМИ » Взрослые проблемы детей

20 сентября в администрации МО «Матвеевский район» состоялся круглый стол на тему «Взрослые проблемы детей». В разговоре приняли участие: А.К.Агарков – заместитель главы администрации района по социальным вопросам, С.А.Голинская – начальник отдела по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственный секретарь КДНиЗП администрации района, О.А.Кручинина – инспектор ПДН ОП № 1 МО МВД РФ «Абдулинский», Р.Г.Хамидуллин – заместитель заведующего отделом образования администрации МО «Матвеевский район», З.Р.Баева – психолог КЦСОН Матвеевского района, В.Ф.Муллагалиева – специалист УСЗН по вопросам семьи, материнства и детства, Г.А.Попова – глава администрации МО «Матвеевский сельсовет», В.А.Курылева – заместитель главы администрации МО «Сарай-Гирский сельсовет», Т.А.Чернопятова – специалист администрации МО «Кинельский сельсовет».

Агарков А.К.: - Уважаемые участники круглого стола! Тема, которую мы с вами сегодня обсудим,  является одной из самых актуальных во все времена. Так как дети - это наше будущее. Цель нашего круглого стола - обсудить проблемы детей и профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Думаю, будет правильно начать с такой проблемы, как насилие над детьми. Как остановить насилие над детьми?

Кручинина О.А.: - Прежде чем говорить о профилактике насилия над детьми, необходимо выяснить его виды. Это физическое, сексуальное  насилие, пренебрежение нуждами ребенка, моральная жестокость, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков, а также в совершение преступлений. Первичный этап профилактики насилия над детьми проводят школы и другие детские учреждения. Здесь проводятся беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих их жизни ситуациях, проводятся тренинги по формированию навыков безопасного поведения, большое внимание уделяется предупреждению противоправного действия окружающих, например, учат детей не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд, лифт и не знакомиться. Одновременно на стендах размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении. На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодых

Вместе с тем необходимо создавать подростковые клубы для дополнительного досуга несовершеннолетних, проверять дискотеки и кафе.

Вторичная профилактика заключается уже в оказании медико-психологической и психолого-педагогической помощи пострадавшим от насилия для устранения уже возникших психологических расстройств, предупреждения суицидальных попыток, вторичной ситуации. Последнее часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв насилия. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь.

Насилие чаще всего происходит в семьях, где мало внимания уделяется детям. Если в городах больше возможности случайного насилия, то у нас это жестокое обращение с детьми, статья 156. В 2008 году у нас в районе было три таких факта, в 2009, 2010 годах по одному факту. В этом году зафиксированы два случая жестокого обращения родителей с детьми. По данным делам были возбуждены уголовные дела, судом родители были признаны виновными.

Из всех данных случаев был единичный факт жестокого обращения со стороны отца. В основном это жестокое обращение со стороны матерей.

Агарков А.К.: - Как обстоят дела с профилактикой насилия у нас в районе? Какие мероприятия были проведены и на что нужно обратить внимание.

Кручинина О.А.: - Во всех школах вывешены телефоны доверия, куда дети могут обратиться в случае насилия. Семьи группы риска у нас регулярно проверяются как правоохранительными органами, так и органами системы и профилактики. Как совместные рейды проводим, так и отдельно выезжаем. Составляются административные протоколы. Особое внимание у нас всегда уделено таким поселениям, как Сарай-Гир и поселок Кинельский. Взаимодействие с главами сельских поселений, со школой у нас всегда организовано. Единственное, возникают проблемы с фельдшерами, когда они отказываются свидетельствовать при случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Можно понять соседей, которые отказываются от дачи показаний, потому что живут рядом. Но фельдшеров, которые иной раз и сами жалуются нам о том, что происходит на селе, в такой ситуации не понимаем.

Агарков А.К.: - Если говорить в целом, то работа по профилактике насилия у нас в районе налажена? Почему все же имеются в нашем районе единичные случаи жестокого обращения с несовершеннолетними? Это не мы не дорабатываем, а стечение обстоятельств, среда в семье такая сложилась изначально?

Кручинина О.А.: - Да, в основном.  Все семьи, где зафиксировано жестокое обращение с детьми, это семьи социального риска, которые у нас стоят на учете. В течение долгого времени мы за ними наблюдаем, пытаемся предотвратить насилие над детьми. Но в итоге все равно появляются такие факты.

Агарков А.К.: - Было сказано, что случаи жестокого обращения с несовершеннолетними были зафиксированы в семьях, состоящих на учете в КДН. Сколько у нас семей социального риска?

Голинская С.А.: - В рамках круглого стола «Взрослые проблемы детей» мы говорим о семьях, находящихся в социально опасном положении потому, что в Матвеевском районе случаи жестокого обращения с несовершеннолетними фиксируются, в основном, именно в этих семьях. В банке данных Матвеевского района 44 семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это те семьи, которые находятся на грани лишения родительских прав. То есть у них первая категория опасности. Вообще семьи, находящиеся в социально опасном положении, делятся на три категории. Первая – это асоциальные семьи, родители в которых злоупотребляют алкоголем, не работают. Вторая категория – это семьи группы риска. Это многодетные, малообеспеченные, неполные семьи, а также семьи, имеющие больного ребенка. Такие семьи, оказавшись в трудной ситуации, слабо справляются с задачами по воспитанию своих детей. Третья категория – это семьи внешне благополучные, но имеющие психолого-педагогические причины семейного неблагополучия, то есть внутрисемейные отношения и воспитание детей. Со всеми данными семьями необходимо проводить реабилитационную работу для того, чтобы сохранить биологическую семью детей и, чтобы у нас как меньше было лишения родительских прав.

Агарков А.К.: - Скажите, пожалуйста, какая профилактика проводится с данными категориями семей?

Голинская С.А.: - Для того, чтобы предотвратить переход вторых и третьих категорий семей  в первую, нам необходимо больше внимания обратить на раннюю профилактику неблагополучия семей. И наиболее действенно нужно начинать работать с молодыми семьями, которые только создаются, для того, чтобы ненавязчиво им оказать помощь в решении проблем. Потому что при становлении семьи наибольшее количество проблем возникает именно в этот период. Здесь идет стремительное течение событий: становление семьи, притирка супругов друг к другу, рождение ребенка. У нас создан центр материнства и детства, заводятся обменные карты в женских консультациях для того, чтобы начинать работать с молодой семьей именно на ранней стадии, чтобы предотвратить падение этой семьи в глубочайшую первую категорию, выход из которой очень сложен. На моей практике еще не одна семья не смогла выбраться из первой категории, заканчивалось все тем, что лишались родительских прав.

При работе с первой категорией семей необходимо составлять предметные реабилитационные  программы. И эти программы не должны быть однотипными. В каждой семье необходимо изучать проблему неблагополучия, определить, какая помощь нужна.

Кручинина О.А.: - И программы должны быть совместными.

Голинская С.А.: - Да, реабилитационная программа обязательно должна быть совместной и комплексной. Она у нас и сейчас действуют совместные программы, но они однотипные. Это посещения, акты обследования, беседы. А вот  конкретных, пошаговых программ у нас нет. Например, какую-то помощь оказать в лечении, реабилитации ребенка. Вот поэтому с этими семьями теперь надо работать предметно.

Агарков А.К.: - Действительно, я хотел обратить внимание на то, что Светлана Александровна сказала, что на ее памяти, семьи, находящиеся в социально опасном положении, не выбрались из этой ситуации. Мы обязаны за этими семьями наблюдать и оказывать им возможную помощь, чтобы не допустить лишения детей биологической семьи. Также давайте будем вести раннюю профилактику, чтобы предотвратить переход семей второй и третьей категории опасности в первую.

Особое внимание нужно уделить именно на психолого-педагогическую помощь детям, потому что дети из семей, находящихся в социально опасном положении, наиболее ущемлены во всем, в том числе нарушена и психика. И нам на ранней стадии необходимо выявлять, в чем причина и направлять детей в нужное русло. Вот в УСЗН,  сколько консультаций провел психолог?

Баева З.Р.: - За третий квартал текущего года была оказана психолого-педагогическая помощь 41 семье. Везде, где мы бываем, стараемся охватить семьи консультациями и беседами. Общаемся и с родителями, и с детьми. Особенно, когда дети к нам обращаются. Вот, например, у мальчика были проблемы. Мы выехали, беседовали с ним, с его мамой, номера телефонов оставили. Ребенок просится в социальный приют, он там отдыхал на зимних каникулах. Мы выезжали перед началом учебного года и у мальчика  не было школьных принадлежностей, но мама от помощи отказывалась. Рюкзак ребенку мы все равно купили. Сейчас держим на контроле эту ситуацию.

Агарков А.К.: - Возьмите эту семью себе на заметку. Через какое-то время надо будет опять их посетить и выяснить, какие изменения произошли. Радует то, что определенная работа ведется и что она дает свои результаты. Необходимо вести работу как с родителями, так и с детьми. Чаще всего в этих семьях трудные подростки.

Хамидуллин Р.Г.: - Что касается работы с трудными подростками, то в образовательных учреждениях в течение всего года действуют различные  месячники. Трудные подростки в школах постоянно находятся на контроле, педагоги стараются задействовать их в мероприятиях, проводят с ними беседы. В образовательных учреждениях есть общественные инспекторы по защите прав несовершеннолетних, социальные педагоги.

Касаясь детской безопасности, опять же нужно сказать о месячниках. Сейчас, например, проводится месячник по пожарной безопасности. Перед уходом детей на каникулы всегда проводятся инструктажи. Кроме того, учитывая определенные возрастные особенности, темы о безопасности рассматриваются и на классных часах с привлечением сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников. Сотрудничаем с Облкиновидео. Ежегодно они предоставляют нам перечень фильмов  по разной тематике и для разных возрастных категорий. Чаще всего детей охватываем фильмами в каникулярное время. В целом в каждом образовательном учреждении ведется профилактика правонарушений, безнадзорности.его детей охватываем фильмами в каникулярное время.., медицинских работников.ваются и на классных часах.агоги.ой семьи.

Баева З.Р.: - Говоря о проблемах детей, надо сказать и о беспризорности и безнадзорности. В данное время эта проблема приобретает угрожающий характер в масштабах всей страны. В большей степени проблеме беспризорности и безнадзорности способствует конфликтная ситуация в семье, бедность, отсутствие должного внимания детям, жестокое обращение с несовершеннолетними, часто нестабильная ситуация в стране, безработица, несовершенство законодательной системы в целом. Данное социальное явление порождает достаточно тяжелые социальные последствия. Это и детская преступность, и наркомания, и алкоголизм. К одной из наиболее главных причин возникновения социального сиротства можно отнести ослабление института семьи. Ведь именно он является основополагающей базой развития ребенка. Беспризорность и безнадзорность – это термины, характеризующие социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Жизнь беспризорных и безнадзорных оборачивается тяжелыми последствиями, как для них, так и для всего общества. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется личность, отмечается рост насильственных и корыстных преступлений. Преступления несовершеннолетних приобретают все более организованный и групповой характер. Каждое третье правонарушение совершается неработающими, не обучающимися подростками.

Психология беспризорного устроена своеобразно. Эти дети отличаются от своих сверстников более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям: наркотикам, алкоголю. Также у них обострены чувства справедливости и сострадания, они очень ярко и искренне выражают свои эмоции. Некоторые их них очень рано начинают свою половую жизнь. Они также отличаются активностью, выносливостью, солидарностью в своих групповых действиях.

Дети – это будущее общество, это наше богатство, поэтому очень важно уделять внимание проблемам безнадзорности и беспризорности.

Голинская С.А.: - Радует тот факт, что у нас в районе нет беспризорных детей. Хотя безнадзорных очень много. Все дети, состоящие на учете в КДН, это и есть безнадзорные.

Агарков А.К.: - Сегодняшнее мероприятие показало, что необходимо проводить круглые столы на такие злободневные темы. Так что давайте чаще проводить их, возможно даже для более широкой аудитории. Большое всем спасибо.